Писалось на пальме, поэтому все пунктиром. Потом допишу. Может
быть. В скобках цены в кунах, это для себя и для статистики
(1USD=6.6HRK). позже.
прочее про Хорватию и эту поездку
4.09. На 11:30 заказали такси в Ш-2 с расчетом доехать за час. Самолет в 13:50. С ночи идет дождь. Такси к нам опоздало на 10 минут - пробки. Выезд от нас на МКАД и сам МКАД - еле ползучая пробка. Опаздываем, подпрыгиваем от нетерпения. Успели в Ш-2 за 50 мин до вылета, улетели, прилетели (14:55). Наш т.н. ваучер прокатил замечательно, границу проскочили за минуту. Ждем прокатную машину (зачем-то договорился на 16:00, а на багаж/границу ушло всего 10 мин). Пришел прокатный парень Филипп (прокат вот этот), выдал VW Polo (3700) и минут 40 рассказывал обо всем, что надо знать туристу :) Еле отбился. Вывалились на шоссе и едем в Плитвицы. Нашли заранее намеченный кемпинг Korana (121). Поглазели на кемпинг: чудо, недоступное пониманию советского человека. Живописная местность, слегка холмистая, с травкой, подстриженными кустиками и деревьями, между которыми -- места для палаток, кемперов и проч. Электрические ящики, куда втыкаются удлинители (мы взяли 10-метровый, этого мало, надо метров 50, тогда не надо искать в кемпинге место непременно прямо у розеток). Несколько санузлов с десятком туалетов, душей и разнообразных раковин для умывания, мытья посуды, ног, собак и стирки. Горячая вода. Давно я не жил в палатке с таким комфортом :) В кемпинге же -- пара кафешек и ресторан. Дороговато -- махнули за пару километров по шоссе, где нашли ресторанчик, магазинчик и прочую цивилизацию. Ужинаем (170), покупаем хлеб, печенье (килограмма два, им-то в основном и завтракали остаток отпуска) сок и колбасу (60) на завтрак, и спать.
5.09. Из-под апсиды палатки пропала колбаса. Не иначе, какая-нибудь собака уволокла. Ну и фиг с ней. Завтракаем чаем-кофе (кипятильник на стакан) с печеньем. Едем на озера (150, перекус 40). Озера описанию не поддаются, может, на фотографиях будет что-нибудь видно. Восхитительно. Причем не сами озера (хотя бирюзовая прозрачнейшая вода и прорва рыбок тоже хороши), а потрясающая комбинация гор, леса, воды, камня и света... Вдоль туристских троп стаи форелей клянчат подачку. Идешь по мосткам, а вокруг везде журчит вода. Водопады, водопадики, ручьи, ручейки, речки, лужи...
(Правильно ехать на озера к открытию (7 утра), взять куртки и везде ходить пешком. Большой водопад снимать тоже надо утром, потом неудачное солнце.) Покатались на электрокорабликах и на местном автобусике вернулись ко входу. Обошли практически весь парк за 7 часов. Резюме: парк обязателен к осмотру :)
Едем к Zadar по новой трассе. Жара. Съездили в Nin (таких прибрежных городков будет много, но этот у нас первый и, поэтому, занятен). Узкие улицы, каменные дома. Набережные, лодки. Церкви, современная и старая, раскопки. Чудно. Едем дальше на юг. Ищем по темноте кемпинг. Нашли кемпинг Kozanica в Pakostane (125). Земля каменистая, колышки не втыкаются. Придавили углы палатки найденными бульниками. Потом уже подсмотрели, что опытные люди возят с собой для этого пластиковые бутылки, в которые насыпается галька. Пошли искать еду. Рыскали во тьме (даже фонарей нет) с полчаса, упилив не в ту сторону. Упилив в ту, немедленно нашли очень вкусный ресторан (170?).
6.09. Снимаем рассвет на море. Перевалили горы - как в Греции: высокие и лысые. Платная новая дорога (17, тоннели), Trogir (ничего особенного). Покупаем тапки для купания (105) и фрукты (45)). (Без тапок в Хорватии купаться невозможно -- во-первых, ежи, во-вторых, галька). Жара. Едем в Split смотреть на дворец Диоклетиана (40). Мешанина строений во дворце восхищает, еще больше восхищает то, что улицы дворца -- жилые. Стоят строения римских времен, в них живут люди, на веревках сушится белье. Обалдеть. Едем дальше на юг, приехали в Omis. Над ним впечатляющие горы: почти отвесные скалы метров 400 высотой. Устраиваемся в кемпинг Galeb (118), идем глазеть на вечерний город. Нашли реку Cetina, от пристани ходят лодки смотреть знаменитое Цетинское ущелье. Уже поздно, договорись на завтра-утро. Ужинаем (220). Лезем ночью на крепость, снимать ночной пейзаж сверху.
7.09. С утра ищем на машине ущелье Цетины. Нашли, не особо впечатлились, решили на лодке туда не плавать. Обнаружили на высоченной горе старую крепость. Лезем в горы в попытке до нее добраться. Заблудились и не добрались. Выбрались уже на шоссе к Makarska-Dubrovnik. Едем на юг. Гирлянда похожих прибрежных городков: черепичные крыши, обязательная церковь с башней-колокольней. Останавливаемся в Trsteno, там должен быть Arboretum - ботанический сад. Сад есть, но сильно пострадал от жары этим летом, жаль. В саду фонтан в античном стиле, в нем плавают разнообразные караси -- золотые рыбки. У дороги растет платан невероятной толщины и раскидистости. Под особо мощными ветками построены каменные колонны-подпорки. Едем дальше, где-то обедаем (229). Проскочили поворот на Дубровник, поехали в Cavtat: самая южная точка нашего ралли. Погуляли. Очень все-таки обаятельны эти улицы, узкие, и часто -- лестницы в качестве улиц. При таком рельефе это неудивительно: вся Далмация состоит из гор и моря, поэтому все города стоят на прибрежных склонах. Обратно в Дубровник. Плутаем в поисках кемпинга Solitudo, хотя пол-города уставлено указателями на него. Шикарный багровый закат, но снять город не успеваем, снимаем вантовый мост. Нашли кемпинг и спать. В кемпинге очень тихо, хотя он почти в центре города -- страшно удобно, 10 минут, и ты в центре.
8.09. Старый Дубровник. Словами не передать. Каменные дома, улицы-лестницы, башни, стены, порт, полированные столетиями камни на мостовых. Едем на катере на остров Lokrum и обратно. С острова снимаем вид на город. Жена подобрала икэбану из свернувшейся в трубочки высохшей коры каких-то местных кленов. Этот хрупкий веник мы героически таки привезли в Москву. Вернулись, а тут уже проснулись толпы туристов. Обед (350, потому что рыбка). Ползем обходить город по стенам, начинается проливной дождь. А стены -- два километра :) Мокрые, как мыши, едем обратно в кемпинг, в палатку и спать. Дождь кончился, вскакиваем и снова в центр, снимаем ночной город. Дождь то начинается, то прекращается, уже не обращаем внимания. Ужин (250). Ветер и прибой под Ревелином (один из двух фортов, закрывающих подходы к городу).
9.09. С утра ясно. Снова в Дубровник. (Кемпинг: 264 за двое суток). Поснимали улицы без туристов (7 утра). Ливень. Переждали в кафе (30). Ждем открытия в 9 часов францисканского монастыря -- поснимали без стад туристов. Анька залезла на форт Ревелин, я уже не пошел -- ноги отваливаются. Уезжаем -- огребли штраф за парковку (100). Не понятно, за что, вроде, парковка выглядела бесплатной. Выехали на верхнее шоссе, сняли город сверху. Едем на север, в Ston. Уехали от дождя. Жарко. Поглазели в Малом Стоне на крепость. Едем по полуострову Pelesac. Паром на Корчулу (112). Мрачная черная туча на макушке горы: лежит, как подушка, на вершинах, медленно стекая струйками по склонам. А рядом на побережье светит солнце.
Korcula: старый город с теми же узкими улочками. Деревянный купол в соборе. Башни, набеpежные. Возвращаемся на Пелешац. Оба-на -- напротив, в Корчуле, откуда мы только что уехали, началось представление какой-то морской битвы (с турками, поди) с участием десятка кораблей, стрельбой и проч. Обидно... Кемпинг Perna (101). Ужин (200). Ночью проснулись от ураганчика: палатка хлопает крыльями, хлещет ливень, под палаткой лужа. (Нет, не промокла.)
10.09. Снимаем рассветную Корчулу. Едем в Trpanj, паром (105) в Ploce (ужасное место с бетонными хрущобами). Едем вдоль побережья в Drvenik -- оттуда паром на остров Hvar (Sucuraj). Пару раз встаем поснимать, в результате опаздываем на пару мuнут на паром 10:30. Следующий по нашему расписанию паром -- в 11:45, а на самом деле -- в час. Гуляем по Дрвенику (обшарпанный такой городок), едим еду. Паром на Сучурай (76). Хвар, самое солнечное место Адриатики (349 солнечных дней в году), встречает ливнем и молниями. Едем еле-еле, раз даже вставали переждать особо ужасный дождь. Про летние пожары в Хорватии слышали, но увидели результаты только тут. Результаты мрачные; весь остров выгорел. Раз ехали сквозь лес из обугленных остовов деревьев. Кое-где -- отчетливый запах гари. Под дождем погуляли по городку Vrboska, занятному разделяющим его вдоль каналом. У домов вместе с машинами припаркованы лодки, и их даже больше, чем машин. Приехали в Stari Grad. Дождь все идет, ставить палатку под дождем неохота. Приценились к отелям - 450, много. За 180 сняли очень приличные апартаменты. Побродили по Стари Граду (Tvrdalj, садик, рыбки), поехали в город Хвар. Дождь кончился, появился закат. Припарковались, рысью понеслись на гору - снимать из крепости. Пока залезли, закат погас. Слезли, поснимали центр в ночи, вернулись под Стари Град спать.
11.09. Паромы с Хвара в Сплит - в 5:30, 11:00 и 17:30. Решили выспаться и ехать в 11. С утра поглазели еще на Стари Град, к 10:20 подъехали к парому (234) и обнаружили очередь в 300м. Похоже, у нас появится время спокойно посмотреть Хвар... Нет, поместились все. Въезжаючи слегка помял крыло. Фару спасло только то, что она пластиковая. Посмотрим, что скажет страховка... Выехали из Сплита в сторону Шибеника, по дороге увидели указатель на крепость Клис, ломанулись туда. Не доехав, свернули к развалинам Салоны. Побродили по жаре по развалинам. Занятно ходить и пытаться представить себе, где что было в этом городе, где каких-то три тыщи лет тому кипела жизнь. От Салоны доехали до крепости Клиса - ничего интересного. Обед по пути в Шибеник. (На серпантинах регулярно щелкают уши; надо возить с собой карамельки.) Крка: речка с водопадами. Водопады, конечно, не чета невероятным плитвицким. Видимо, лучше смотреть сначала Крку, а потом -- Плитвицы, чтобы не смазывать себе впечатление. Покатались на катере по ущелью Крки. По пути нас высадили посмотреть на монастырь. Удивились, что везде все написано по-русски: фрески, иконы, путеводитель. Присмотрелись -- сербский. Экскурсию проводил монах, на английском, забавно. Между водопадами оказалось километров 30 дороги. Следы войны, полузаброшенные (сербские?) деревни :-(
Встали на ночь в кемпинге Solaris (90).
12.09. Посмотрели Задар: собор Св. Доната построен на костях римского форума. Ужасно забавно: смотришь, а в стене внизу валяются куски римских колонн. В стене может встретиться какой-нибудь камень с латинской надписью. Понятно, что при этом от самого форума осталось немного. Снимали закат и прибой. Прибоем же нас и окатило :) Едем дальше на север, заблудились, темно. Остановились в первом попавшемся кемпинге Vesna (60). Кемпинг с одной звездочкой, граждане, -- это не подарок :) Впрочем, нам-то пофиг, поставить палатку, рухнуть спать, собраться и рвануть дальше.
13.09. Дальше на север. Senj: занятная крепость Nehaj с занятной историей. Старый город. Побродили с удовольствием. Едем. Мост на остров Krk, пилим по острову. О, чудо! Кончились серпантины, начались почти привычные дороги! На южной оконечности острова -- город Baska, кемпинг Zablace (119, заморочки со шлагбаумом и ключом). Залезли на гору - развалины древнего города (мрамор?). Пошли гулять по вечернему городу, фотоаппарат не взяли, и, разумеется, кусали локти. Совершенно захватывающий лабиринт узких кривых улочек, совершенно умопомрачительные дома, без единого прямого угла. Волшебный свет -- сумеpки, светящиеся окошки...
14.09. С утра пошатались еще по улочкам Башки. Купили пленку, взятым из Москвы 30 роликам виден конец :-) Поснимали, но это все не то, по сpавнению с вечеpом. Все-таки, если едешь снимать -- надо снимать, а не пытаться отдыхать; и наобоpот :) Посмотрели Башчанскую таблицу в Jurandvor. Город Krk. Паром на остров Cres (97). Кемпинг Kovacine (124) и первое за отпуск купание в моpе :-) Вечером идем смотреть/снимать вечерний Cres. Ищем гербы, которые путеводитель обещал над дверями домов. Гербов не дофига.
15.09. Пилим по узким дорожкам, огороженным каменными заборами -- кругом виноградники. Разъехаться двум машинам негде :) Пилим, собственно, в Lubenice. Допилили. На макушке горы стоит деревня, о 20 домах и одной улице. Бродим, открыв рот. Люди живут. Работает одна коноба и одна закусочная. Изловлены владельцем лавки сувениров -- купили местного меда. Едем обратно, на карте у слова Valun обозначено что-то неясное. Доехали до этого Валуна, ничего интересного не нашли. На карте посреди острова -- озеро. Едем смотреть. Доехали, к озеру съезда нет, похоже на водоохранную зону. Поснимали издаля, едем смотреть городок Beli. Опять страшные однополосные серпантины. Посмотрели. Уезжаем на паром на Истрию (97). Приехали, едем на южную оконечность -- мыс Каменяка (Rt Kamenjaka). Действительно, сплошные каменяки. Едем в Пулу. Амфитеатр впечатляет, конечно. Детская площадка: обломки римских колонн, куски кладки :) Опять в ночи ищем кемпинг, нашли в Medulin (83), совершенно ужасный (не помню, чем :)
16.09. Шарахаемся по Medulin в поисках завтрака; кругом десяток кафе с выпивкой и без еды. Купили в пекарне слойку, сожрали в машине и ломанулись дальше. Приехали в Rovinj. Очень итальянский город. Разноцветные оштукатуренные дома, в отличие от камня в Далмации. Все указатели продублированы на итальянском. В городе -- куча народу, в основном, старушки в темных платьях, поднимается на гору к церкве: сегодня у них день местной святой. Вообще в городе смотреть почти не на что. Плаваем по Лимскому каналу на "Quo Vadis" (220). Капитан всю дорогу угощал то вином, то водкой (то есть, ракией. Или граппой. Самогон, короче), то соком и холодным чаем. Занятно.
Едем в Porec. Кемпинг Zelena Laguna (130).
17.09. Смотрим на Porec. Вот тут есть что посмотреть и где погулять, в отличие от Rovinj. Пещера Baredine с человеческой рыбкой. Groznjan: интересно. Motovun: неинтересно. Пытаемся уехать в Pazin, не получается, выносит обратно в Porec. Ночуем в том же кемпинге (117, потому что без электричества. Спалили кипятильник, и электричество больше не нужно :). Жара.
18.09. Снимаем рассвет и уматываем в Пазин. Замок. Яма оказывается гротом, который промыла странно вонючая речка. Героически лезем по камням вдоль нее, чтобы снять и поставить крестик: "видели".
Хотя по музею в замке, увидели экспонат из Двиграда. Ни в одном путеводителе его нет. Спросили в туристическом бюро (и чего мы до сих пор их игнорировали? Впрочем, до сих пор ехали по почти нашему плану). Едем, нашли Двиград. Изумительно. Еще почти не тронутый реконструкцией, город (на глаз) XIII века. Бродим, снимаем, тащимся.
Ищем Hum: самый маленький город в мире (см. книгу рекордов Гиннеса). Пяток домов и две улицы. Побратим Нью-Йорка и Пекина. Обедаем в тамошней конобе. Ищем аллею глаголицы, нашли, неинтересно, едем дальше. Опатия с последним (третьим) купанием. Риека: большой современный город. Поплутали по новостройкам, добрались до центра и так неприятно поразились его грязью и неухоженностью, что тут же слиняли дальше. Машем ручкой Адриатике. Снимаем закатные горы. Duga Resa - мотель Rogovac (208 с континентальным завтраком, гм).
19.09. Karlovac. Следы войны. Колесим по северо-западной Хорватии вдоль словенской границы. Veliki Tabor, Trakoscan (очень хорош), Varazdin. Холмы, поля, кукуруза. Мотель Melody по дороге в Загреб (320 с завтраком).
20.09. Едем в Загреб, по дороге моем и
пылесосим машину. Пол-дня до самолета. Обошли почти все, указанное в
путеводителе. Занятно, но особо не впечатлило. Если бы мы тут были в
самом начале отпуска, наверное, понравилось бы больше. Сдаю в
аэропорту машину, винюсь про крыло. Звонок по телефону, вердикт -- две
детали, 200 евро, хорошо, что фара цела. Страховка покрывает ремонт, а
вот засада -- не покрывает налоги на стоимость ремонта, а это
18%. Итого инцидент обошелся в $38. В следующий раз буду знать, что
еще спрашивать при прокате. Кстати, соберетесь по моим стопам -- при
ссылке на меня парнишка обещал дать или машинку классом повыше, или
скидочку ;-)
Самолет. Москва. +8. Еще 3 часа тому было +30. Отпуск кончился. 2900км.
Дороги неплохи (для москвичей: потрясающе хороши). Разметка, разумные знаки ограничения скорости, по которым и надо ехать. Ну, +10, не больше. Но почти все -- кривые, и серпантины в горах, и автобаны на равнине. В низинах висит знак: "в туман -- внимание на белые точки!" По асфальтированной обочине действительно нарисованы регулярные белые полукруги. Следующий знак, метров через сто, -- "если видимость на две точки -- скорость 60км/ч". Еще следующий -- "если одна -- 40км/ч". Впечатляет. Современные туннели с вентиляцией, местами для остановки, освещением и светящейся разметкой. Кривые зеркала на острых перекрестках.
Прошлый загранотпуск в Греции подготовил меня к серпантинам, а то бы местами было страшновато. А так -- в Греции страшнее. Хотя, может, это потому, что там я вообще первый раз увидел горы и серпантины.
С парковками сложно, надо разбираться. Проще всего сразу искать платные парковки, с автоматами или шлагбаумами. Иначе легко огребается штраф за, казалось бы, бесплатную парковку.
Кемпинги обычно очень неплохи. Вполне удобный способ экономить деньги (15-18 евро на двоих против минимум 50-60 в гостиницах). Нужны колышки для палатки, которые можно забивать молотком в каменистую почву.
Язык очень понятен, особенно письменный. Гораздо ближе к (старо)русскому, чем чешский. Поначалу удивляет игнорирование гласных :) Итальянский Триест вообще "Trst", сад -- "vrt", мыс -- "rt", и т.п. После первых нескольких дней в ресторанах мы перешли на хорватский :) Английский знают только в туристических местах. Немецкий -- вообще везде. Итальянский -- почти везде, особенно, понятное дело, в Истрии.
Деньги, кому интересно. Авиабилеты: $800,
мед. страховка: $40, с собой увезено и потрачено примерно $2600:
прокат машины ($620), бензин ($210), жилье ($332), паромы ($110),
штрафы ($28). Остается $1300, на которые мы 16 дней ели, пили, ходили
на экскурсии и во всякие достопримечательности и покупали сувениров
родным. Чтобы прикинуть свои расходы -- обед/ужин обходится на двоих в
~$30 каждый, завтрак может быть поменьше :) Типичный входной билет в
замок/музей/etc -- $1.5 на нос. Нетипичный (Плитвицы или катание на
кораблике) -- $15.
Можно было сильно сэкономить на перелете, если
лететь не Аэрофлотом, а чартером. По ряду причин не хотелось.