"Прошелся по реке Чон-Кемин, что в Киргизии, то бишь прямо посреди тяньшаньских гор. Если повар нам не врёт, это типа пятая категория. Пользуясь случаем, thanks a lot tobotras'у, который меня туда с собой взял.

Шли не с самого верха, а с т.н. четвертого каньона. В первом же серьезном пороге (кто в теме — "Габарит") меня попытались утопить, но я не дался. Кратко говоря, сначала мы с напарником прошли этот "габарит" на двушке, причем прошли совершенно случайно практически чисто, ибо нас вовремя поставило кормой, кормой мы и вошли в главную задницу порога, требующую хрензнаеткакого манёвра — но поскольку рефлекторно шли на очень сильной отрицалке, вместо манёвра сделали простое боковое смещение и оказались где надо. При экстремальной чалке внизу порога я оказался за бортом и как полный лох упустил весло, но в целом всё прошло нормально.

Потом нужно было кого-то сажать матросами на четвёрку, ибо по относительно спокойному участку там матросили две девушки-"чайницы" явно недостаточной квалификации. Ну, я вызвался пойти, благо мне смена баллона пофиг, я могу и слева и справа. Вторым "сезонным матросом" вызвался тот же Боря tobotras. Вот тут-то и началось.

Отмечу, что это всё происходило на высоте 2500+ над уровнем моря, а аклиматизация у нас еще не прошла и всё такое, дыхание срубалось в момент от любых нагрузок, ну в общем все прелести.

Так вот, сели мы на четвёрку. Поскольку сзади сидели люди поопытнее, нежели мы с напарником по двушке, заход был выполнен безупречно, наша доблестная четвёрка на всех парах подлетела к главной заднице, ни хрена никуда не вписалась и встала в распорку поперёк того слива, которого как раз и надо избегать в силу его недостаточной ширины (отсюда название порога). Сидел я, надо отметить, на левом баллоне, правый у нас оказался внизу, а левым, соответственно, зацепило нас за камень. Ну, дальше последовало вполне естественное решение капитана переместить левого матроса (то есть меня) на правый баллон. Как только я вылез из упоров и перелез, ничтоже сумняшеся, на другой баллон, катамаран благополучно сорвался с камней и грянулся лагом в бочку.

Интересно, что этого я вполне ожидал, так что не сорвался, успел даже доползти до своего места и начать что-то там делать с упорами, чтобы в них влезть обратно. Но не тут-то было. Поскольку порог на этой главной заднице вовсе не заканчивается, а только начинается, очередным толчком меня с катамарана снесло нахрен. К счастью, промеж баллонов. Я тут же попытался вылезти на раму, но не преуспел (тренироваться, блин, надо), так и повис на руках, ногами в воде, причём в силу вышеупомянутых особых условий — уже практически без сил. Порог, между тем, шел своим чередом, так что в очередном сливе меня с рамы стряхнуло, как бобика, и от катамарана изрядно оторвало.

Вспомнив, какие задницы там предстоят дальше, я, скажу честно, практически обосрался. Короче говоря, вторую основную ступень порога я прошел самосплавом вслед за катамараном, камней нахватал по самые гланды и всё такое, пребывая при этом в состоянии животного ужаса и ожидания неминуемой кончины, усугубляемых ещё и тем, что объема лёгких уже катастрофически не хватало, чтобы продышаться (даже если бы вода не мешалась — а она мешалась).

После прохождения второй ступени я, уже ничего не соображающий, увидел перед собой корму катамарана, вцепился мёртвой хваткой в заднюю поперечину, перебросил через неё локти и так повис, причём на забрасывание ног у меня уже сил не было решительно, не было их и на удержание на раме, но поскольку мне почему-то резко захотелось жить (к чему бы это), на раме я провисел до момента спешной чалки, которая тоже произошла не вдруг (уловов на этой реке нет вообще, любая чалка — отдельный экстрим).

К концу всей этой опупеи я, по словам окружающих, был уже синий, помню только, что когда всё тот же Боря сказал "Крокодил, дай пять", я ему прошипел "потом", ибо натурально не было сил поднять руку, и очень хотелось дышать, причём судорожное дыхание всем объемом лёгких не помогало ни разу, казалось, что из воздуха магическим образом удалили нахрен весь кислород. Перелезание через баллон катамарана, чтобы оказаться на берегу и не стоять (пусть и в неопрене) в пятиградусной водичке, казалось манёвром совершенно немыслимым, сил на это хватило только минут через пять, когда слегка продышался.

К моему изумлению, в хозяйстве у нашей адмиральши оказался электронный тонометр, который она тут же ко мне применила. К моему еще большему изумлению, намеряли мне что-то вроде 89/65, я вообще не подозревал, что у взрослого человека давление может так упасть.

На самом деле, потом даже хватило сил дойти на двушке (правда, уже с другим капитаном) несколько километров по "шиверке", где чисто так попалось несколько порожков (по лоции — 4А, что ли). Потом уже окончательно сдох, заботливые руководители в ожидании машины сопровождения даже развели костёр специально для оттаивания меня :)

Собственно, больше ничего страшного там не случалось, зато случился очень интересный сплав. В "Каменоломню" у нас полез только один сборный экипаж на двушке, в "Ералаш" не полез вообще никто, зато потом я, уже штатно в составе четвёрки, прошел правым носовым связку "Мельница"-"Баня"-"Повицкого" (кроме нашей четвёрки, только еще двушка полезла в "Повицкого", а в первые два вообще никто не захотел) и потом еще длинную шиверу (!) категории 5А (никогда не думал, что такое вообще бывает), не считая всяких четвёрок.

За отсутствием времени самый сложный порог "Зелёный" не стали даже смотреть, ибо в лоции он фигурировал как 6C и вообще самый сложный на реке, а просмотр препятствий на этом ЧонКемине сил отнимает раз в десять больше, чем их прохождение, благодаря высоким берегам, поросшим колючей растительностью.

Итоги:

Поход, конечно, в итоге не пятёрочный ни разу, ибо много чего обнесено (точнее, проехано мимо на машине — всю дорогу нас сопровождал ГАЗ-66, на котором можно было и ехать, и везти катамараны прямо в собранном виде), да он и в более полном виде на "пятёрку" тянет только в связке с еще чем-нибудь. Тем не менее, таких препятствий мне еще штурмовать не доводилось, так что для меня происшедшее всё равно весьма неплохо.

Вот что мне непонятно, так это как можно пройти этот Чон-Кемин без фишек, которые у нас были — а именно, береговой поддержки в виде целой команды неплавучих на "Шишиге" (для всей команды, кроме четырёх человек, сплавной участок был только частью развлекухи, включающей из конные и пешие части) и — что очень важно при таких длинных препятствиях и таких неудобных берегах — радиосвязи, которая итоговое время просмотра-расстановки-прохождения сокращает в разы.

А ведь ходили его люди и без первого, и без второго. Вот кто реально крут, да.


Андрей Столяров