5 июня 2024. Место действия — Нови Сад. Потаращился неделю в объявления о продаже, выбрал по картинке 500L. 2012 год, 183ткм, дизель 1.3л.
Списался с продавцом, договорился приехать и посмотреть машину в сервисе. Договорился с русским сервисом. Приехал к продавцу, потыкал пальцем в машину -- выглядит отлично (для 12-летней). Съездили в сервис (меня посадили за руль, сказали -- давай, пробуй). В сервисе нашли сколько-то мелочей, соответствующих возрасту. Ничего срочного.
Привёз продавцов домой, договорились встретиться через полтора часа оформлять документы. (Я покупаю на имя приятеля, потому что ВНЖ ещё не имею, так что надо свести вместе его и продавцов.) Иду к своей (ну, прокатной) машине, чуваки меня тормозят, говорят -- так вот же, машина, езжай на ней! Я, говорю, не купил же ещё. Ну, фигня, говорят, катайся. ОК, спасибо, покатался, приехал, поехали оформляться, следующий шаг у нотариуса не прокатил -- нужен перевод ДКП на русский. Переводчик только завтра. ОК, договорились на завтра, расходимся -- опять, говорят, катайся, увидимся завтра. Отлично, посадил приятеля в прокатную машину, сам сел в новую, приехали.
В результате я дома, катаюсь на будущей машине, чуваки мне просто отдали ключ, и вперед. Я даже предоплаты никакой не оставлял! В Facebook Marketplace объявление они уже закрыли как проданное! Вот нравы, а?
5 июня. Всё переоформили. Первые расходы: 17€ за диагностику в сервисе, 25€ за переоформление, 20€ налог. Техосмотр действует до следующего мая, номера менять не надо: регион тот же.
Первый штраф за парковку, ещё на предыдущего владельца: не освоился с препейд-SIMкой, не осилил оплатить SMSкой.
16 июня. Смотались вчера внезапно в Белград. 5.5ч drive time, 350км, машинка не напрягает, сиденья приемлемые вполне (хотя мотаться по питомникам и магазинам не то же самое, что 5.5ч непрерывно пилить, конечно). Расхода от дизеля я ожидал поменьше, но 5.7л/100км тоже приемлемо (это трасса плюс нормальный трафик в городе: трижды пересекали Белград туда-сюда, 130км/ч на трассе).
Зашёл в страховую, выяснил, почём КАСКО. Оказалось, 222€ в год (с небольшой франшизой). Застраховался.
22 июня, суббота. Недолго музыка играла: развалился шкив коленвала. Они нынче с резинкой внутри, оказывается. Хорошо хоть, в удачном месте -- прямо у парковки друзей, к которым мы приехали вчера в Нови Сад.
23 июня. Эвакуировался в сервис. На улице примерно +35°C, так что это неприятное упражнение, особенно в сочетании с неработающим телефоном, чтобы позвонить в такси (причудливая конструкция тарифов у местного препейда). Уехал в результате из нашей деревни, успешно подобранный на остановке загадочной местной маршруткой ёмкостью в три человека на заднем сиденье легковушки. Отволок машину в сервис (34€). Эвакуаторщик (не взяв дополнительно денег!) отвёз меня в Темерин (25км в одну сторону!). Чудесный сервис обещает взять меня в понедельник без очереди.
Может, резинка рассохлась от стояния (последние два года тётенька возила детей в школы, и то не часто, я так понял), а может, просто судьба такой. 12 лет, всё же.
24 июня, понедельник. Нашли и заменили шкив и ремень. Больше ничего не пострадало. 72€. Ремонтёры говорят, что это тупо жара, и это бич всей южной Европы -- тыщ 80, и эти шкивы (на всех машинах, Фиат не виноват) разваливаются.
28 июня. Купил багажник на крышу и стропы-резинки (134€). Готов к подвигам.
Ездить всё ещё приятно. Пятиступенчатая ручка, конечно, -- step down, ну что ж. С другой стороны, после предыдущей машины так вообще сказка. Обнаружился hill start assist, подсветка поворота, а главное -- круиз-контроль. С другой стороны, обнаружился неработающий старт-стоп (при остановке останавливается, но через пару секунд опять заводится). В принципе, не очень-то и хотелось, лишь бы это не было симптомом чего-нибудь неприятного, но поглядим.
Азартно покупаю всякое нужное. Дворники (20€), компрессор (10€), домкрат (гидравлический! 15€), баллонник (8€). Назаказывал в Китае всякого (TPMS (25€), задний дворник (4€), подлокотник (£32.99), ELM327 (2€!)). Подлокотник приехал (1070RSD пошлина+почта), поставил, выглядит нормально.
Нашёл лавку, готовую поставить 10" Андроидную голову с камерой заднего вида. Лавка, правда, после первого вопроса перестала отвечать на любые види связи.
10 июля. Познакомился с местным (в трёх кварталах) сервисом. Приехал за диагностикой одной из болячек (откуда-то мелкая течь масла). Сходу не нашли, нужно подразобрать двигатель. Договорился на конец августа, потому что сейчас мне не хочется на пару дней оставлять машину, а потом они дружно в отпуске. Освоил логистику "запихать велосипед в машину -- приехать в сервис -- оставить машину там -- уехать домой на велосипеде", прикольно. Но велобагажник на крышу нужен.
Поставил TPMS. Впрочем, "поставил" -- громко сказано. Датчики внешние (просто накрутил на шинные ниппели), внутренний блок с монитором никуда не подключал -- у него солнечная батарейка, интересно, хватит ли её на постоянную работу. Иначе надо тянуть питание, и это геморройно и некрасиво. Заказал ещё и внутренние датчики (18€).
Мотался в Белград. По пути загорелся Check Engine. Поскольку ELM уже стоял, прочитал ошибки (P0105 и P2000), сбросил, поехал дальше. Постоянно загорались снова. Через пару дней уже бортовой компьютер написал -- упало давление масла. Проверил -- и правда упало. Купил доливки, долил. После этого и ошибки датчиков пропали. Эвона.
19 августа. Не завёлся с утра: сдох аккумулятор. Съездил в цивилизацию, купил зарядное устройство, зарядил за ночь. Ещё день поездил, ночью постоял и утром опять не завёлся. Всё ясно. Поехал в цивилизацию, купил новый аккумулятор, AGM и 50 (или 45? Не помню) ампер/часов (130€). Везти аккумулятор на велосипеде -- отдельное смешное. От предыдущих владельцев достался аккумулятор в 80а/ч -- зачем? Маскировать плохую зарядку от генератора? Вряд ли бы они до такого догадались. Записался в сервис. Пока езжу так, каждый вечер ставлю заряжаться аккумулятор, чтобы не деградировал.
В сервисе заменили реле-регулятор (85€), жизнь наладилась. Заодно стало понятно, почему старт-стоп не работал. Теперь работает. В процессе купил себе провода для прикуривания, тестер аккумулятора/генератора, power band с jump start (145€). Готов буквально ко всему.
Ещё раз связался с чуваками, ставящими Андроид. Обсудил, что умеет девайс. Управление звуком с руля -- да, родной микрофон -- нет, родной USB-порт внизу торпеды -- нет, показания бортового компьютера -- нет, собственная SIM-карта -- тоже нет. Что-то я остыл к этой идее. Камеру заднего вида хочется, конечно, но что уж. К штатной голове камеру подключают, но нужен какой-то железный декодер за пол-тыщи евро, тоже не готов. При этом пару раз пропадал звук из левой двери, потом появлялся обратно. Грешил на разъём в двери. Потом как-то пропало изображение на магнитоле, хотя звук не пропадал, потом появилось обратно. Явно надо грешить на разъём на магнитоле. Думал, вот поменяю магнитолу, проблема пропадёт. Надо будет туда теперь залезть самостоятельно, видимо. Основная проблема -- не покурочить рамку панели приборов и радио, моими-то кривыми руками...
Масло понемногу уходит, ближайший сервис занят, в другие ехать лень. Сдамся после отпуска. Пока докупаю масло (за всё время уже два литра докупил, 18€).
Октябрь. Сдался в сервис. Что-то перебрали, должно получшать (180€). Приехало с aliexpress зеркало заднего вида с монитором и камерой (50€), надо будет подключить. Спрошу в ближайшем сервисе же.
Купил транспондер, чтоб в Белград ездить с чуть большим комфортом. Заодно зарегистрировал его для проезда по платным дорогам Македонии и Боснии-и-Герцеговины.
Итого расходов: 1298€ (плюс бензин, мойка и штрафы).