Не все компоненты документа обязательно являются текстовыми. Самые простые тексты часто содержат диаграммы или иллюстрации, не говоря уже о документах, в которых изображение и текст переплетены так, что их невозможно отделить друг от друга, или об электронных ресурсах, в которых эти составляющие взаимно дополняют друг друга.
Кодировщик может легко зафиксировать наличие графики в тексте, возможно, даже с кратким ее описанием, воспользовавшись элементами, описанными в данном разделе. Этими же элементами можно воспользоваться для введения цифровых версий графики в электронный документ.
Любую текстовую информацию, сопровождающую графическое изображение, например, заголовок и/или пояснительные надписи, можно включить в сам элемент figure, в элемент head, либо в один или в несколько элементов <p>; это относится и к любым текстам, входящим в состав собственно графического изображения. Настоятельно рекомендуется вводить в элемент <figDesc> текстовое описание изображения, такое описание можно будет использовать в приложениях, не воспроизводящих графику, а также для того, чтобы представить документы в форме, доступной для читателей с ослабленным зрением. (Подобный текст обычно не рассматривается как часть документа в узком смысле слова.)
В простейшем случае эти элементы отмечают положение графической информации, как показано в следующем примере:
<pb n=412> <figure></figure> <pb n=413>
(Следует отметить, что нельзя опускать закрывающий тег, даже если элемент ничего не содержит.) Более обычны случаи, когда графический объект имеет хотя бы идентифицирующее его название, которое следует закодировать с помощью элемента <head>. Кроме того, в большинстве случаев удобно закодировать и краткое описание изображения, как это сделано в следующем примере:
<figure> <head>Mr Fezziwig's Ball</head> <figdesc>A Cruikshank engraving showing Mr Fezziwig leading a group of revellers.</figdesc> </figure>
Если существует цифровая версия нужной графической информации, предпочтительнее, очевидно, вставлять именно ее в надлежащее место документа. Графические элементы, например, рисунки, обычно хранятся в объектах (файлах), отличных от файлов, содержащих текст документа, и используют другое представление (формат хранения). TEI Lite DTD поддерживает графику стандартов CGM, TIFF или JPEG, в системе обозначений SGML они называются, соответственно, cgm, tiff и jpeg
(Можно использовать, однако, и другие представления, при условии, что в DTD добавлено соответствующее объявление NOTATION; см. главу о таблицах, формулах и графике элементы в TEI P3 или любой справочник по SGML, где приведены подробности об объявлении NOTATIONв SGML.)Какой бы формат ни использовался для кодирования изображения, он вводится в документ совершенно одинаково. Первый шаг это объявление объекта SGML конкретного типа, которое задает название объекта, его внешний идентификатор (например, имя файла) и используемое представление (формат). Например, предположим, что цифровое изображение мяча мистера Феццвига (Mr. Fezziwigs ball) хранится в формате TIFF в файле fezzi.tff. Тогда необходимо объявить следующий объект:
<!ENTITY fezziPic SYSTEM "fezzi.tff" NDATA tiff>
Все подобные объявления должны обрабатываться раньше самого документа SGML; в TEI Lite DTD можно достичь этого, включив их в файл litedecls.ent или в любой файл с общим идентификатором -//TEI U5-1995//DTD TEI Lite 1.0 Extensions//EN.
Если сделано упомянутое выше объявление, для вставки цифрового изображения в выбранное место документа остается только указать значение для атрибута entity элемента <figure>:
<figure entity=fezziPic> <head>Mr Fezziwig's Ball</head> <figdesc>A Cruikshank engraving showing Mr Fezziwig leading a group of revellers.</figdesc> </figure>
Последние изменения: Суб Июл 4 20:14:07 MSD 1998
Сгенерировано TEItools