Кажется, я наконец сформулировал своё отношение к конфликту, которым сменился конфликт двух социальных систем.
Большое спасибо ЖЖ юзерам stilo, olhanninen и allan999, постинги и комментарии которых мне в этом помогли.
Конфликт этот называют межцивилизационным, говоря о противостоянии христианской и исламской цивилизации. Sorry, а негры в Зимбабве и ЮАР, которые вырезают белых фермеров, а потом мрут с голоду, они что, мусульмане? А мародеры, тонувшие в затопленном Нью-Орлеане?
Ни разу это не межцивилизационный конфликт. Это конфликт между цивилизацией и варварством. В чем коренное идеологическое отличие между цивилизованным человеком и варваром?
В том, кого он считает людьми, а кого нелюдью.
Для варвара по умолчанию люди - представители его народа, а остальные - нелюдь. Не по умолчанию в список людей могут быть включены некоторые другие народы, которые явным образом продемонстрировали право таковыми называться. Например, английские колонизаторы в Индии очень быстро доказали варварам-сикхам, что они являются людьми, и с ними следует считаться.
Каким образом? А очень просто. Если за оскорбление представитель данного народа дает в морду, а лучше сразу убивает, и если за убийство представителя данного народа мстят всему роду, например подогнав крейсер и расстреляв несколько деревень, что регулярно проделывали в конце XIX века на Соломоновых осторовах, то это - люди.
Отношение варваров с нелюдью - простое. Нелюдь можно грабить, насиловать и всячески наживаться за её счет, не соблюдая никаких моральных принципов. Она нелюдь, она сдачи не даст. А если попытается - ох мы её.
У цивилизованного человека деление на людей и нелюдь другое. Мы считаем человеком всякое двуногое без перьев, если оно своими действиями не доказало обратного. Поэтому фашисты - нелюдь, и даже тоталитарнейший сталинский СССР пропагандировал "Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей", хотя был крайне не склонен позволять своим гражданам
распоряжаться хоть чем либо, не говоря уж о человеческих жизнях.
Потому что они своими действиями продемонстрировали недостойность называться людьми.
В частности, тем, что делили людей на людей и недолюдей по этническиой принадлежности
Больше всего цивилизованный человек боится потерять право называться человеком. Это наказание может последовать за нарушение какой-нибудь из основополагающих заповедей (вроде не убий), а может и за более мелкие проступки, например за намеренное вызывающее поведение, неуважение к обычаям своего собеседника, даже непроявление милосердия.
Вот тут-то и находится засада конфликта цивилизация-варварство. Цивилизованный человек по умолчанию считает варвара человеком, и пытается уважать его обычаи. А варвар считает это проявлением слабости, заслуживающим отнесения оппонента к категории нелюди.
Это при том что вообще-то цивилизованный человек - сильнее. Он лучше умеет организовываться, у него есть пулеметы, танки, баллистические ракеты и средства массовой информации. Но в данном случае нам мешает то, что мы боимся потерять самих себя, проявив свою силу.
Правильно боимся, между прочим. Вокруг разгорающегося костра конфликта цивилизация-варварство норовят погреть руки всякие фашисты, националисты и прочие этнически родные нам люди с психологией варвара, которые утверждают что резать надо этих иммигрантов за то что они не той национальности или не в тот храм молиться ходят.
Последовать за ними - это капитуляция в данном конфликте. Это значит впасть в худшее варварство, чем наши противники. Потому что у этих противников сохранились всякие традиции и обычаи, смягчающие их варварство, а мы за несколько веков цивилизации их растеряли. Зато научились производить колючую проволоку и Циклон-Б.
Не, ребята, не за это резать надо. Надо требовать от иммигрантов чтобы уважали наши обычаи. Тогда мы будем согласны уважать их обычаи на той территории, которую мы согласны признать за ними - в их домах, в их мечетях, или куда они там молиться ходят. Только пусть сначала землю под это молитвенное заведение честно у нас купят и забором обнесут от нескромных взглядов в обе стороны.
Но улицы - наши. И у нас принято, чтобы по этим улицам в теплое время года девушки ходили в весьма откровенных костюмах. Это считается нормальным, никто (из цивилизованных людей) этих девушек за шлюх не принимает, а если и любуется их прелестями, то изподтишка, чтобы другие не заметили. По-другому неприлично. А если пришелец ведет себя неприлично, то надо ему указать на это. Не обязательно сразу резать, или даже бить морду. Мы же цивилизованные люди, и у нас есть свои цивилизованные способы даже варвару дать почувствовать, что такое поведение здесь терпеть не будут, и если он будет упорствовать, морду ему таки набьют, несмотря на всю цивилизованность, а может быть, вследствие её и более жестоко. Не дожидаясь появления полиции или ещё каких средств охраны порядка.
К сожалению, мы разучились так себя вести. Мы и со своими-то внутренними варварами, которые громят выставки и запрещают рок-концерты справиться не можем.
А единственный способ выиграть конфликт цивилизация-варварство для цивилизованного человека - это четко осознавать своё достоинство и достоинство других людей, и защищать его при малейшей попытке его нарушить.
Но нас на протяжении по крайней мере всего XX века отучали от понятия собственного достоинства, пытаясь средствами и экономическими, и тоталитарно-репрессивными, а главное, мозгопромывочными превратить в послушную и управляемую толпу.
Да, управлять толпой проще, чем управлять людьми с чувством собственного достоинства. Беда в том, что толпой управлять можно только пока управляющие состоят не из людей толпы. А через поколение-другое других взять-то просто негде. В то время как общество из людей с чувством собственного достоинства воспроизводится неограниченно долго.
- О людях и нелюдях