Оживший юзерпик - Хара-Мурин: there and back again
Авг. 6, 2012
01:53 pm - Хара-Мурин: there and back again
План выглядел ужасно заманчиво: прилетаем в 8, кажется, утра в Иркутск, часть группы несётся в магазин за раскладкой, часть грузит вещи в вертолёт. Грузимся в вертолёт и обеду мы уже на реке и стапелимся. Потом – неспешный сплав по Хара-Мурину, дней на 7-8, с днёвками и баней. Потом – выплыв в Байкал, и 3-4 дня отдыха кто где, кого-то манила КБЖД, кого-то Ольхон, кто-то не определился. В общем, ненапряжный отдыхательный поход 4к.с.
Вот в таком предпраздничном настроении вечером в пятницу, 20 июля, мы собрались в Домодедове в ожидании нашего рейса в 19:30, кажется, и стали его ожидать. Рейс переносился, ожидание затягивалось. Наконец, с опозданием примерно на 2 часа погрузились в самолёт и улетели.
В Иркутск прилетели с тем же опозданием и понеслись в магазин, благо рядом с аэропортом есть круглосуточный О'Кей. Вернулись гружёные сумками в ожидании команды от Льва Борисыча, ушедшего общаться с вертолётчиками. В процессе ожидания обнаружили, что купили не всё, и часть народа опять унеслась докупаться – как выяснилось, лишнего. В том же процессе выяснили, что Серёга Долгов не взял каску, и он уехал искать спортивный магазин на предмет замены. Замену нашёл и весь поход ходил вот в таком предмете на голове: http://www.kvnsport.ru/taekwondo_de
Наконец, к нам вышел Лев Борисыч и объявил, что в 9 утра вертолёт ещё летал, а теперь погода нелётная. Пришёл следующий нелётный прогноз в 11 часов, стало ясно, что мы сегодня никуда не улетаем. Надо где-то ночевать. В спешке перепаковываем шмотки: всё, что нужно только в походе, сдаём в камеру хранения, остальное потащим на себе в жильё.
Взял газету объявлений и начал методично обзванивать сдающиеся квартиры в поисках 3-х-комнатной, где разместились бы 14 человек. Не нашёл ни одной. Вторым кругом обзвона нашёл в одном подъезде две 1-комнатных, и мы двинулись туда. Двинулись пешком, потому что владельцы навигаторов объявили, что тут всего два (или три?) километра по прямой, чего тут идти-то. Благо большая часть багажа (отправленные заранее катамараны) продолжала лежать в аэропорту, готовясь улететь вертолётом. Так что мы всего часа за полтора под дождём дошли по каким-то неясным шоссе без тротуаров, стройкам и гаражам до вожделенных квартир, где и обустроились. Дежурные готовили раскладочный обед, остальные ели, спали, гуляли и разлагались.
Воскресенье, 22 июля. Идёт дождь, небо закрыто тучами. В 9, 11 и 14 часов звоним авиаторам, прогноз стабильно безнадёжный. Продляем наше жильё ещё на день. Дежурные готовят раскладочные завтрак, обед и ужин. Девушки, ведомые генералом, добывают пива и омуля. Едим, спим, гуляем и разлагаемся.
Понедельник, 23 июля. К 8:30 завтракаем и пакуем рюкзаки на случай положительного прогноза в 9 утра. Увы – нелётный дождь. Квартирная хозяйка объявляет, что жильё надо освободить. Опять обзваниваю газету. Немногие владельцы 3-х-комнатных квартир пугаются идеи заселить 14 человек турья. Наконец, нахожу одну, которую удаётся уговорить. Переезжаем туда. Отличная большая квартира, все раскадываются, половина на спальных местах, половина на полу.
Обзваниваем газету объявлений, находим машину и едем забирать шмотки из камеры хранения аэропорта – а то уже набежало больше стоимости квартиры. Едим, спим, гуляем и разлагаемся. Под вечер погода проясняется, надеемся на утро.
Считаем дни и решаем, что ждём заброски до четверга. Если и в четверг погода нелётная, то есть шансы не успеть пройти реку, поэтому нужен запасной вариант. Обсуждаем Жом-Болок.
Организм изменил правилу "никогда не болеть в походах", видимо, обнаружив себя вместо леса в цивилизации. Температура, сопли, кашель. Через день пропал голос. Появился уже ближе к концу похода. Тот же подвиг повторил Миша (сразу) и Саша (уже на реке).
Вторник, 24 июля, утро. К 8:30 завтракаем и пакуем рюкзаки на случай положительного прогноза в 9 утра. Увы – нелётный дождь. Юра ищет интернет-кафе, печатает лоции Жом-Болока. На самом деле на Жом-Болок очень не хочется – чуть ли не 3 дня автомобильной заброски-выброски ради трёх же дней сплава. Но что-то же надо делать. Едим, спим, гуляем и разлагаемся.
Часть команды сгуляла в Тальцы, в музей деревянного зодчества. Очень занятный. Мы с женой набрели на молодого человека, продающего керамику своей работы, и запали на совершенно замечательную свистульку-шамана кило в 4 весу. Походив вокруг него кругами, вручили молодому человеку 5000руб в обмен на визитку и договорились, что на выброске заберём шамана в Иркутске.
Под вечер опять прояснение аж до голубого неба.
Среда, 25 июля. К 8:30 завтракаем и пакуем рюкзаки на случай положительного прогноза в 9 утра. О чудо! Прогноз положительный. Выметаемся из квартиры, ловим машины, мчимся в аэропорт. Лев Борисыч ушёл оформляться, остальные ждут в нетерпении. Наконец, часов в 11-12 дают команду на старт. Взвешиваем рюкзаки (перевес в 40кг проигнорирован, а то Лев Борисыч сильно волновался), тащим их через досмотр. Оп – велят выкинуть все баллончики, а мы закупились репеллентами, разумеется. У нас шок – как там в тайге с комарами и без репеллентов?..
Грузимся в вертолёт и улетаем. Час лёту, и под нами – Хара-Мурин. Садиться некуда. Летаем туда-сюда по Хара-Мурину и по Дзымхе, Лев Борисыч с вертолётчиками тычут пальцами в окна. Наконец, куда-то садимся, выгружаемся, вертолётчики желают нам удачи и сваливают. Ну, вот, с опозданием на 4 дня, но мы на месте. Тут же начинается проливной дождь, натягиваем три тента (это мы так вес экономим, да), обедаем. Выясняем, что мы на Дзымхе, до Хара-Мурина километров пять, Дзымха выглядит мелкой и каменистой, но проходимой/проводимой.
Четверг, 26 июля. Стапелимся.
Пятница, 27 июля. Собираемся, вяжемся, стартуем. Проходим-проводим каты метров 600, за пару поворотов реки. Дальше она перестаёт выглядеть проходимой: уклон становится большим, камни здоровенными. Проводим каты по берегам, кто-то разгружается и таскает, мы с женой свой ведём не разгружаясь. Корячимся ужасно. Близится вечер, встаём на стоянку. Все упаханы. Ждём последних (Макс и Серёга Долгов), их всё нет. Наконец, приходит Лев Борисыч, приходит плохую новость – Серёга повредил ногу, его ведут по берегу. Отправляюсь навстречу с запасом фонариков – уже в береговом. Благо навстречу оказалось всего метров 250, но по другому берегу – переезжаем вместе с доктором Димой на паромной переправе из ката и двух морковок, я наступаю таки в воду одним кроссовком – в этот момент это ещё кажется неприятностью. Доходим до Серёги с группой помощников, Дима кормит его обезболивающим, я с рюкзаком возвращаюсь к переправе. Собираемся в лагере.
Становится понятно, что такими темпами мы до Хара-Мурина доберёмся неизвестно когда, а время, между тем, поджимает. Какие уже тут днёвки и Ольхон, хорошо бы не опоздать на самолёт. Я начинаю каждый день ныть дежурным, что еду надо экономить: раскладка у нас предусмотрена до утра 3 августа, зато такая, что можно обожраться. Еда и на самом деле экономится, начиная с Иркутска, так что запас постепенно формируется.
Общее совещание постановляет – каты разбирать, паковаться и перетаскиваться пешим порядком в устье Дзымхи.
Суббота, 28 июля. Пешка в устрье. Первая ходка со шмотками закончена часам к двум, в три идём обратно в “верхний” лагерь на Дзымхе. Тропа неприятная, курумники, кедровый стланник, лазанье над берегом Дзымхи, подъёмы-спуски, лужи. Кроссовки все мокрые, внимания на это уже не обращаю. Сверху смотрим на Дзымху – перед впадением в Хара-Мурин на ней обнаруживается каньончик, который мы по-любому по воде не прошли бы. Так что обнос выбран правильно.
Я на пешке дохну. Обратно иду пустым и понимаю, что не дойду, силы кончились. Приваливаюсь, хомячу перекус и дохожу таки до лагеря. Время уже идти обратно, чтобы добраться до темноты. Успеваю только разобрать пол-катамарана, обратно иду пустым, как это ни стыдно – боюсь, что иначе не дойду. Дохожу, тем не менее, вполне живым. На обратном пути встречаем неполный экипаж второй четвёрки, идущий, наоборот, ночевать в “верхний” лагерь. Делим каны и продукты. На обратном же пути узнаём, что потерялся Серёга, хромающий в одиночку по тропе. Часть народа его ищет. Волнуемся сильно, с тропы есть где навернуться вниз.
Ближе к “нижнему” лагерю слышу по рации, что Серёга нашёлся. Уф. Доходим до стланника метров за 600 до лагеря, видим Серёгу ещё с двумя товарищами. Идти он не может уже даже и на одной ноге. Лежит на земле и дрожит от холода. Дело к ночи, и выглядит дело неважно. Нас догоняет Лев Борисыч с рамой от четвёрки. Выдёргиваем из неё две трубы, делаем импровизированные носилки, пытаемся тащить Серёгу на них. Проходим максимум метров 100, понимаем, что силы кончились, и дальше по такой тропе мы его не пронесём. Оставляем его где есть, спускаемся в лагерь и отправляем Макса ночевать с Серёгой, благо недалеко. С собой даём воду, мою миску для подогрева еды, зажигалку, спальники, палатку и прочий набор для выживания.
Группа ночует таким образом в трёх разных местах.
Воскресенье, 29 июля. В планах две ходки вверх-вниз. Мрачно понимаю, что я не дотащусь, несмотря на то, что иду пустым, а жена тащит рюкзак. Идём вверх, промахиваемся с женой мимо нужного курумника метров на 300 вверх, выходим к брошеной двойке Серёги и Макса. Разбираем, раз уж сюда попали, тащим обратно в “верхний” лагерь. Опять промахиваемся мимо лагеря, на этот раз метров на 200 вниз. Видим уходящую вниз по Дзымхе четверку с двумя бойцами – они таки решили, что корячиться по реке лучше, чем таскаться по тропе. Впоследствии выяснилось, что прошли они не далеко.
Доползли до “верхнего” лагеря. Доразбираю кат, Юра и Миша предлагают свою помощь. Ура, гружу на них почти всё. Мне остаются только трубы и полупустой рюкзак Серёги, в который ссыпаю в последний момент всякую мелочёвку. Тащимся вниз в одну ходку – забрали всё. Серёгину двойку решили не брать вообще: судя по состоянию Серёги, сплав ему не показан.
Дотащившись почти до лагеря, обнаруживаем, что Серёга так и живёт в палатке в 400м от лагеря. Лев Борисыч с Юрой совершают чудо и уговаривают его встать и дойти до лагеря.
Ночуем, наконец, на Хара-Мурине. Заброска длиной в неделю успешно завершена. “Не совсем обычный поход”, как мастерски формулирует Серёга.
Дима с Сашей и экипаж четвёрки делают ещё ходку, все суда собираются в нижнем лагере.
Второй стапель.
Понедельник, 30 июля, 1й день сплава: устье Дзымхи – пр.28. Не знаю даже, что писать про сплав. Речка такая, как я её себе и представлял. Мы чудно покатались с женой, пороги все слаломного типа – шивера с кучей камней. На двойке крутиться одно удовольствие. На гружёных четвёрках с пассажирами – совсем-совсем другое.
Вторник, 31 июля, 2й день сплава: Пр 28 – п.Рубикон. Рубикон я проехал дважды, на четверке и на двойке. Большая четвёрка в слаломном пороге – это, по-моему, ужасно: надо обладать навыками водителя троллейбуса. На выходе из первой ступени прирулили продолиной точно в камень, от удара у Макса лопнули упоры и он слегка поплавал в выходной луже. Зачалили нас принудительно морковкой. После этого на двойке порог выглядел почти игрушкой.
Среда, 1 августа, 3й день сплава: п.Рубикон – п. Сайбатский. Вторую ступень Рубикона все провели по берегу, кроме бодрой двойки с докторами Димой и Сашей, которые таки не угреблись от козырька, но без последствий – он оказался чуть выше, чем было бы криминально.
Четверг, 2 августа, 4й день сплава: п.Сайбатский – п.Дракон.
Пятница, 3 августа, 5й день сплава: п.Дракон -- п.Лангатуйский. Саша вчера мощно потянул ногу, поэтому садится на четвёрку пассажиром, его на двойке сменяет Таня.
В виду автомобильного моста встаём на хорошую стоянку-антистапель. Звоним по телефону из газеты объявлений, договариваемся о машине на завтра.
Суббота, 4 августа. В 11 приехал автобус и увёз нас в Иркутск. Сдали катамараны багажом на ж/д вокзал, снова ночуем на знакомой квартире. Серёга по дороге успевает сдать билет на самолёт и купить вместо него билет на поезд, считая, что ему так будет лучше. Мы с женой успеваем доехать до условленного места и стать обладателями керамического шамана, а также закупиться омулем в Москву.
Воскресенье, 5 августа. Рано утром заказанная Газель привозит нас в аэропорт. Улетаем без приключений.
В общем, неожиданно получился пеший поход с вертолётной заброской и водной выброской. Чудесная совершенно команда. Хорошая речка. Всем спасибо, было отлично!
а фото шамана будет?
про Серегу и Саяны – классика, очч живо себе представил, т. к. видел уже это сочетание.
приключения это хорошо, главное за рамочки не выходить ))
На ровном месте приключений словили.
"Большая четвёрка в слаломном пороге – это, по-моему, ужасно: надо обладать навыками водителя троллейбуса" - вот точно про нашу четверку!:))
Отродясь такого не бывало. И вот - опять!
Та же речка, та же ситуация, та же таежная копытка.
Re: Отродясь такого не бывало. И вот - опять!
Re: Отродясь такого не бывало. И вот - опять!