что тут понимать :-) если воде, притекающей к лодке, подставить борт, то его закусит он поплывет быстрее другого борта в поперечной плоскости, отсюда киль если подставить дно - то пытаться двигаться (тормозиться, разгоняться) будет ВСЯ лодка без таких вот неприятных спецэффектов поперечного вращения отсюда правило: откуда водичка к лодке относительно нее притекает - туда донышко и подставлять, и неважно, относительно берега стоит эта водичка или даже течет в другую сторону отсюда следствия: 1. при выходе на струю - дно струе (до приобретения лодкой скорости струи) 2. при заходе в улово (когда уже идет поперечное движение внутри улова) - дно улову (до полной остановки лодки относительно стоящей воды улова) 3. при остановке боком в бочке - дно верхней струе, т.к. она намного более сильнее противотока; чтобы не перевернул противоток - опора на весло со стороны бочки 4. при навале на камень - т.к. лодка резко _остановилась_ на струе, дно струе, причем пока противоположный борт не всплыл на камень - после этого крен на камень будет уже невозможен 5. на поганках, сбойках и т.п. - фиг знает чего делать, действовать по обстоятельствам, крайне неустойчивое положение - ловить куда течет, опора с другой стороны
Ну, там же сбойка струй. Вообще, на улово должно быть.
(У меня есть одно офигительное впечатление из похода по Сыгыкте-Витиму на Кодаре - когда мы с моим прекрасным матросом шли самый уже последний порог похода - Делюн-Оронский (Уранский?) на Витиме - такая здоровенная расходная хрень, если увидел бочку за 50-100 метров - начинай отгребаться, к моменту её проезда как раз отгребёшься - в общем, ещё повеселее, чем на нижней Катуни какой-нибудь - ну вот, шли-шли порог, бочку объехали, все валы объехали - нужно чалиться. Начинаем выгребать к берегу, чалимся-чалимся - и тут я понимаю, что для пересечения границы с уловом нам требуется как бы не больше усилий, чем на всё остальное вместе взятое! )
ага крен на улово при торможении боком в улово приведет к перевороту 100% я даже думаю, что, если на кате-двойке войти в улово, и быстро пересесть вдвоем на передний по ходу движения боком баллон (ближний к берегу), он тоже кильнется :-)
а по-поводу чалки на много расходных реках тоже делали как вы, пока не увидели, как чалится плот на поперечных гондолах, который не имеет положительной скорости
улово, оно на то и улово, что вода там ходит по кругу он спукался до конца большого улова - там перепад ниже, потом вставал в противоток и заплывал по нему наверх улова
"крен на препятствие", "крен от струи" - фразы классические но тут возникают нюансы например, что мы понимаем под струей: струю относительно лодки, берега, другой лодки ;-) и т.п. или поганка - это препятствие? крен на поганку надо держать? ;-) эти фразы скорее, "чтобы запомнить", а не чтобы понять
а я попытался объяснить, почему так
на катамаране все то же самое, просто набегающий на судно поток воды должен быть посильнее перелезающие на 1 баллон бойцы в прижиме тому подтверждение
на катамаране все то же самое, просто набегающий на судно поток воды должен быть посильнее
Да-да, мы чуть было не положили 4ку об камень, который лежит уже после собственно "Пальца" в конце 45-го порога на Китое (ну и из прижимов спасаться случалось, да).
А струя, как мне кажется, - это то, что сейчас будет пытаться притопить (в катамаранных понятиях - один из баллонов, в каячной - борт, наверное). Впрочем я сейчас на работе и не слишком хорошо соображаю, к сожалению.
И его используют для более быстрых раскруток на корме и других штук. Например, если тебе надо быстро выйти на струю и сойти с нее обратно, но ниже. Или развернуться в улове (взять обратные ворота. хотя, здесь при пересечении границы струя-улово крен еще прямой) . Так что Михины теоремы не совсем верны. Хотя, в целом, все правильно.
shulgin_o
2011-06-14 11:51 (местное)
mike_koyokin
2011-06-14 15:29 (местное)
если воде, притекающей к лодке, подставить борт, то его закусит он поплывет быстрее другого борта в поперечной плоскости, отсюда киль
если подставить дно - то пытаться двигаться (тормозиться, разгоняться) будет ВСЯ лодка без таких вот неприятных спецэффектов поперечного вращения
отсюда правило: откуда водичка к лодке относительно нее притекает - туда донышко и подставлять, и неважно, относительно берега стоит эта водичка или даже течет в другую сторону
отсюда следствия:
1. при выходе на струю - дно струе (до приобретения лодкой скорости струи)
2. при заходе в улово (когда уже идет поперечное движение внутри улова) - дно улову (до полной остановки лодки относительно стоящей воды улова)
3. при остановке боком в бочке - дно верхней струе, т.к. она намного более сильнее противотока; чтобы не перевернул противоток - опора на весло со стороны бочки
4. при навале на камень - т.к. лодка резко _остановилась_ на струе, дно струе, причем пока противоположный борт не всплыл на камень - после этого крен на камень будет уже невозможен
5. на поганках, сбойках и т.п. - фиг знает чего делать, действовать по обстоятельствам, крайне неустойчивое положение - ловить куда течет, опора с другой стороны
tobotras
2011-06-14 15:43 (местное)
можно распечатать только картинку
mike_koyokin
2011-06-14 15:50 (местное)
Re: можно распечатать только картинку
shulgin_o
2011-06-14 16:16 (местное)
elentin
2011-06-14 17:25 (местное)
tobotras
2011-06-14 17:37 (местное)
elentin
2011-06-14 17:47 (местное)
(У меня есть одно офигительное впечатление из похода по Сыгыкте-Витиму на Кодаре - когда мы с моим прекрасным матросом шли самый уже последний порог похода - Делюн-Оронский (Уранский?) на Витиме - такая здоровенная расходная хрень, если увидел бочку за 50-100 метров - начинай отгребаться, к моменту её проезда как раз отгребёшься - в общем, ещё повеселее, чем на нижней Катуни какой-нибудь - ну вот, шли-шли порог, бочку объехали, все валы объехали - нужно чалиться. Начинаем выгребать к берегу, чалимся-чалимся - и тут я понимаю, что для пересечения границы с уловом нам требуется как бы не больше усилий, чем на всё остальное вместе взятое! )
mike_koyokin
2011-06-14 18:03 (местное)
крен на улово при торможении боком в улово приведет к перевороту 100%
я даже думаю, что, если на кате-двойке войти в улово, и быстро пересесть вдвоем на передний по ходу движения боком баллон (ближний к берегу), он тоже кильнется :-)
а по-поводу чалки на много расходных реках тоже делали как вы, пока не увидели, как чалится плот на поперечных гондолах, который не имеет положительной скорости
улово, оно на то и улово, что вода там ходит по кругу
он спукался до конца большого улова - там перепад ниже, потом вставал в противоток и заплывал по нему наверх улова
mike_koyokin
2011-06-14 17:46 (местное)
но тут возникают нюансы
например, что мы понимаем под струей: струю относительно лодки, берега, другой лодки ;-) и т.п.
или поганка - это препятствие? крен на поганку надо держать? ;-)
эти фразы скорее, "чтобы запомнить", а не чтобы понять
а я попытался объяснить, почему так
на катамаране все то же самое, просто набегающий на судно поток воды должен быть посильнее
перелезающие на 1 баллон бойцы в прижиме тому подтверждение
elentin
2011-06-14 17:50 (местное)
Да-да, мы чуть было не положили 4ку об камень, который лежит уже после собственно "Пальца" в конце 45-го порога на Китое (ну и из прижимов спасаться случалось, да).
А струя, как мне кажется, - это то, что сейчас будет пытаться притопить (в катамаранных понятиях - один из баллонов, в каячной - борт, наверное). Впрочем я сейчас на работе и не слишком хорошо соображаю, к сожалению.
Крен бывает и обратный.
paha1976
2011-06-14 23:22 (местное)
Re: Крен бывает и обратный.
tobotras
2011-06-15 06:39 (местное)
Re: Крен бывает и обратный.
mike_koyokin
2011-06-15 11:44 (местное)
я писал с точки зрения устойчивости