В.Башкаус-Н.Чулышман, 17 июля — 1 августа 2010г.
«Стандартная алтайская пятёрка», многажды хоженная. Отличные карты, куча толковых отчётов. Мы выбрали перовский, за что им отдельное спасибо.
Собрались одной четверкой и двумя двойками. В кои-то веки моя двойка оказалась самой мелкой по объёму: вторая двойка была заказным Рафтмастером с от такенными наплывами на баллонах.
На заброске пользовались транспортом от Ивана Замчалова (БиАлТур (?)), весьма рекомендую. Самолёт Москва-Новосибирск, Газель Новосибирск-Акташ, ЗИЛ-131 Акташ-Башкаус, где-то сильно выше р.Иолдо. Можно вставать ниже, нет смысла так высоко ехать.
Первое препятствие — Ильдугемский каньон, несложный порог с парой камней в струе, читающийся с ходу, 4к.с. Тут-то наш кат первый раз накорячило — навалило на оба камня, благо, прижимы там несерьезные. Расслабились мы ездить на пустом кате, ворочать тяжелый груженый — совсем-совсем другое дело.
Пп.Ловушка, Обманка ничем не запомнились в нашу воду (средняя или ниже средней). В Змейку влетели с ходу, она не сложнее предыдущих порогов. Учитывая, что я обещал там зачалиться и вдумчиво посмотреть-пофотографировать, все, конечно, глумились.
В Открытом негабарит в нашу воду был вполне себе габаритом, в котором мы слегка не рассчитали движение и впилились носами в правый берег прямо под сливом, где мы и жили поперек реки, пока не были отправлены дальше пинками добрых коллег с берега. Остальные каты прошли лучше.
Дальше то ли мы с напарницей привыкли к инерции гружёного ката, то ли группа успешно ела продукты наших дежурств, и кат становился легче, но такого позорища мы дальше себе уже не позволяли.
Встали за п.Предбанным. На следующий день утром долго лазали смотреть Камень Преткновения, ничего особенного из себя не представлявший. Прошли его и остальной Саратанский каньон. Очень красиво, особенно шикарен п.Скальный Коридор. Часов в пять вечера уже встали на стандартном месте под Усть-Улаганом.
Народ занялся баней, но в начале седьмого к нам прибежали двое вьюношей из виденной на реке Сыктывкарской группы и спросили, не проплывала ли мимо нас двойка. Выяснилось, что они шли тремя двойками, средняя (их) легла в начале каньона (на Камне?) и была успешно зачалена, а первая ушла в каньон вперед и потерялась. Встревоженные потенциальным ЧП в каньоне, мы нашли грузовик, мобилизовали недовольную четверку, забросили ее в начало каньона и поставили, думаю, рекорд: Саратанский каньон за 36 минут чистого времени. В процессе четверочники нашли потерянную двойку, которая страшно удивилась нашему появлению, похоже, для них ситуация, когда боец ночует посреди каньона на другом берегу с костерком, вполне рядовая. Ну, раз приплыли, перевезите ко мне остальных, попросил боец. Остальных оказалось двое — они шли на двушках с пассажирами. И собирались тем же строем идти и Чулышман. Надеюсь, что передумали (см. update в конце текста). Перевезли им остальных и к 8:30 вечера вернулись в лагерь. Странные спасработы и странные люди. Впрочем, они, наверное, про нас подумали то же самое.
Башкаус оставил впечатление красивой речки, но в нашу воду совсем не сложной, и с утомительными плёсами между порогами.
На следующее утро на том же ЗИЛ-131 поехали на Чулышман. Доехали до Язулы, дорога вполне ничего. Один раз пилили упавшее поперек дерево, один раз тягали лебёдкой валун в несколько тонн. С ним корячились долго, пока не приехал бульдозер из Язулы и не спихнул его в пропасть. Отстапелились и смотались на час-полтора ниже по течению, чтобы гарантировать себя от ненужных визитов. Вообще, все местные жители, с кем мы общались, включая пьяных, были вполне позитивными. Дважды, включая грузовик, с нас не брали денег за подвоз. Но мы контакты старались минимизировать.
На Чулышмане вода выше средней, судя по деревьям в воде и мутноватому цвету. Вода очень мощная, ни в какое сравнение с верхним Башкаусом.
Доехали до Кульминации. В кульминации Кульминации единственный чистый проход осложняется котлом впечатляющих размеров и камнями, мешающими чисто зайти. В общем, обнос. Все несут каты, а мы, как самые умные, наметили себе вариант перечалки, на первый взгляд, чистый — просто надо угрестись из-под самого правого берега под самый левый. Для этого присмотрели подходящую бочку, в которую нужно заехать, и она притормозит и довернет налево, благо кат пустой. Поставил морковщика и чальщика, и мы поехали. В общем, бочки этой с воды мы не заметили, и полетели мы по струе прямо в, э… кульминацию. Остервенело перегребали струю, и по подпору перед последним камнем перед «теми самыми» сливами таки перегребли и забились в последнее улово. Не делайте так больше никто никогда, очень страшно.
На перечалке перед пр.23 я повторяю свой Чон-Кеминский подвиг: чалка не получается, а я, вместо чтобы уже развернуться и умереть как мужчина ехать в порог носом, всё цепляюсь за берег и, в результате, мы улетаем в пр.23 хвостом вперед. Вот тут нас реально могло положить. Не положило, что сильно удивило ломанувшуюся за нами четвёрку.
Поглядев на меня, дядя Лёва объявил стоянку, и героически нашел ее в таком месте, где нормальные люди не стояли до нас никогда и больше никогда не будут. Палатки ставили с топором в руках. Но это лучше, чем ехать вечером п.Пустячок, там всего-то пара манёвров, но я лично был уже такой потрёпанный двумя подвигами в день, что не уверен, хватило бы нас на эту пару.
На следующий день доехали до Каши. Выглядит она, как ни странно, проще той же Кульминации, просто шиверы. Но: 1) шивер этих много, общая длина — под 2 км, 2) вода очень мощная, 3) чалки жёсткие, и на правый берег, а лагерь и тропа обноса — на левом, 4) в Москве я лично её настраивался не идти. Вечернее обсуждение постановило — обнос, хотя согласны были не все.
На утро понесли, после Китоя обнос, вроде как, не особенно тяжёлый, но всё равно неприятно. 3–4 ходки, по 1.5 часа в один конец. На последней нас и накрыл грозовой фронт. Град сантиметра в два диаметром заставилзабиться под кат и, дрожа от потоков ледяной воды за шиворот, ждать, когда это всё кончится. Кончилось всё быстро, минут за 15. Вылезя из укрытий, речку мы не узнали. Вода вспухла на метр-полтора и неслась совершенно дикого песочного цвета. Перекрестив пузо, что мы таки обносимся, а не живём сейчас 3–4 дня на том берегу на двух сникерсах, потащили кат дальше. Дотащив до ближайшего поворота, встретили коллег в касках, порадовавших тем, что поперек тропы сошел грязекаменный оползень, а над головой летели камни, и хорошо бы подождать полчаса, пока вот это всё чуть подсохнет. Дотащились всё же до конца порога, хотя весь вечер ещё были слышны мелкие камнепады.
Вода к вечеру сменила цвет с песочного на цементный, высокая и мутная. Диагноз простой, завтра днёвка, в такую воду соваться нельзя: надо пройти ещё пару поворотов с «хвостом Каши», который выглядит очень мощным.
Днёвка. К вечеру вода чуть успокаивается, падает сантиметров на 15. С утра решаем идти. Ночью дождь, но уровень не поднимается. Выходим, крадучись по уловам, параллельно с нами фигачит Кашу и идёт дальше, играясь в бочках, интернациональная тусовка из десятка каякеров. (Как выяснилось, это были Adidas Sickline.)
Едем шиверы, водичка впечатляет, идём аккуратно, с просмотрами и чальщиками. Проходим Ворота, долго тупя и снимая. Когда пошел первый экипаж, камера молча выключилась, так что остались только фотографии. Вообще снимали безобразно мало, да ещё и D200 с оптикой уронили в воду :-(
Вечером обсуждаем мысль, что ещё немного, и по берегу пойдёт дорога, так что можно потенциально выброситься в любой момент.
На следующий день доезжаем до Туданского. Проход очень стрёмный, никто не идёт. И тут на нас нападает разложение: вместо обноса, прогона до Коварного и (весьма вероятного) обноса Коварного, народ решает, что ну его нафиг. Двое героев утопали за 15км за грузовиком. Наутро приезжает грузовик, к 12 часам мы уже на Телецком озере. Марш-броском через лиман перетаскиваемся на косу, где успеваем поймать рейсовый катер, и после обеда мы уже в Артыбаше, точнее, в кемпинге «Вертолетная площадка» в 3км от него. Сутки разложения, Газель до Новосибирска, отправляем катамараны и мой рюкзак поездом, аэропорт, Москва.
Несмотря на смазанную концовку и общее ощущение незавершённости, я доволен. Отличная, душевная, команда собралась, Башкаус красив, Чулышман впечатляющ. Убедился, что сложнее категорий мне не надо, так что и нижнее ущелье Башкауса, и Язулинское — Чулышмана из планов вычёркиваю.
Отпуск удался.
Upd: остальное, что я пишу про Алтай, см. по тегу Алтай.
argor_33
2010-08-03 01:13 pm (local)
stcatharine
2010-08-03 02:01 pm (local)
Эх! Завидуем
karel_paki
2010-08-03 02:18 pm (local)
tobotras
2010-08-03 02:21 pm (local)
chertosha
2010-08-03 07:12 pm (local)
chertosha
2010-08-03 07:23 pm (local)
после коварного еще там есть "нафтыкайские шиверы"
которые втыкают покруче туданского
потому что бочары и валы огромные, и бесконечные, и воды дофигища
и еще потому что думаешь что всё кончилось
в кульминации и следующем пороге всех кто пытался за день пройти шавлинское настигало что-то подобное
долгие шиверы/пороги с беглыми просмотрами очень выматывают, а потом еще полная обработка кульминации себя дает знать
в результате полностью притупляется чутье, начинаешь забывать вещи, ругаться, влетать куда попало как попало
молодцы что вовремя это поняли!
жду дальнейших описаний
a_ananjev
2010-08-03 09:44 pm (local)
Один гребок, далее кладу отвязавшийся рюкзак на раму, далее опять беру весло, потом опять рюкзак ... и так всю шиверу с впоследствии с жопным сливом кормой :-)
alkos
2010-08-20 11:07 pm (local)
В этом году мы за один день прошли от язулинского моста до Каши :)
tobotras
2010-08-21 10:45 pm (local)
alkos
2010-08-22 02:04 am (local)
turist07908
2010-08-23 02:53 pm (local)
tobotras
2010-08-23 02:54 pm (local)
turist07908
2010-08-23 03:50 pm (local)
tobotras
2010-08-23 03:51 pm (local)
turist07908
2010-08-23 03:58 pm (local)
У нас многие хотели поговорить с руководителем тем вечером, но так и не дождались.
tobotras
2010-08-23 04:31 pm (local)
turist07908
2010-08-23 04:38 pm (local)
Просто группа заявлялась в МКК, а шла аварийно.
alkos
2010-08-23 09:11 pm (local)
А руководитель, кстати, пришел, когда вы еще не спали. Да и на Чульче полдня рядом стояли.
P.S. Ну и капчи бывают! Даже непонятно, что за язык такой.. ))
turist07908
2010-08-24 08:21 am (local)
А насчет графика - любой отчет в интернете говорит, что Богояш это минимум 2 дня.
alkos
2010-08-23 03:12 pm (local)
tobotras
2010-08-23 03:19 pm (local)
Ну, кайся, что вы делали в 21 на воде?
alkos
2010-08-23 03:41 pm (local)
Косяк, да. Но все сказали, что урок усвоен хорошо.
a_ananjev
2010-08-03 09:41 pm (local)
Сколько слыхал я таких фраз :-)
Сам говорил, что на "Башкаус ни-ни более" в прошлом году.
Угу... А вот теперь я, например, уже ни в чем не уверен.
Хочу все-же попробовать годика через два первую половину Язулинского и первую половину Каши, которые "незачет" :-)
Фик его знает ...
Надеюсь, что жизнь длинная :-)
lesovik2000
2010-08-04 03:25 pm (local)
Завидую...
А как там местное население с вами общалось?
Вы, как я понял, совсем не горели с ним общаться, что в общем правильно.
tobotras
2010-08-04 03:37 pm (local)
У Язулы, пока мы обедали и стапелились, пришли алтайцы, встреченные нами предварительно на перевале, и спросили, нет ли спирта. В ответ на «нет» кивнули и ушли.
Так что местными в этот раз я доволен :)
chertosha
2010-08-13 12:11 am (local)
имхо самая оголтелая - молодежь 15-18
пережившие этот возраст в основном намного более адекватны
alkos
2010-08-20 11:05 pm (local)
Но один забавный эпизод был: на стоянке перед Кашей было аж 3 группы сразу, поэтому палатки мы поставили прямо на тропе. На них и наткнулись возвращавшиеся ночью домой местные рыбаки. Ругань, треск ломающихся веток (объезжали), звуки ударов копыт о каны, команды, отдаваемые лошадям.
"Ну все, - думаю, - началось." Но нет: прошли и даже ничего не взяли.
На Туданском один из алтайцев узнал меня и спросил, был ли я тут в 2008-м. Я ответил, что был, осознавая, что ночью могут быть неприятности - но нет, все было спокойно.