Previous Entry Редактировать запись Редактировать метки В избранное Поделиться Отслеживать Next Entry
Фиртина. Что вспомнилось.
whitewater
[info]tobotras
Фиртина. Май 2010.

Идею поехать на Фиртину я лично услышал от Юли: «Представляете, плавать по речке, а жить в пансионате, ужинать в ресторане!..» Наконец, под этот новый год, почитав отчеты и внутренне ужаснувшись, группа товарищей в составе Власова, Гриффина, Колоса и меня решила сходить на Фиртину.



Быстро выяснилось, что, если мы с Гриффином имели в виду только свои экипажи, то Вадим берет с собой еще двоих, Митя — еще то ли троих, то ли четверых. Поэтому нас сразу стало 15–16 человек, и больше решили никого не звать: судя по отчетам, речка маленькая, улова на 3 катамарана, а нас и так выходит дофига. Правда, к отлету нас поуменьшилось: второй экипаж Вадима отвалился, а совсем за неделю Вадим и сам сотряс мозг и остался на материке. Поехали мы в результате в количестве 11 морд: Олег, напарник Вадима, билет сдавать не стал и поехал на речку с идеей, на худой конец, постоять на фотовидеоморковочной страховке, а, если получится, и поплавать. Поплавать получилось.

Летели Турецкими авиалиниями с пересадкой в Стамбуле. У турков есть понятие спортивного снаряжения, отличающегося тем, что оплачивается его перевес за 20 бесплатных килограмм багажа не по килограммам, а по тюкам — 30 евро за упаковку. Если упаковка — это 30кг катамарана, то экономия существенная, учитывая, что обратно в Москву мы летели с остановкой в Стамбуле, и багаж
сдавали (и считали перевес) дважды, в Трабзоне и Стамбуле. Правда, про этот финт со спортивным снаряжением на регистрации обычно не знаю, и то, что катамараны этим снаряжением являются, тоже приходилось доказывать. Поэтому на регистрацию мы исправно являлись везде за 2 часа, во избежание.

Собрались мы 1 мая вечером в Трабзоне, прилетев туда из Москвы с пересадками на четырех разных рейсах. Олегу и Диме пришлось нас ждать в Трабзоне целый день.

В дороге выяснилось, что громко квохчащая резиновая курица Гриффина отвлекает внимание аэропортового секьюрити настолько, что я незамеченным прошел в Шереметьеве к самолёту, держа в руках початый литровый пакет с морсом :) Досмотры вообще прошли под знаком повышенного  внимания к Гриффину, которого шмонали в каждом аэропорту, а в некоторых — и дважды.

Погрузились на присланный хозяином пансиона микроавтобус и помчались, разглядывая в окно вечернюю Турцию. С краткой остановкой на  утихомиривание отдельных нетрезвых и жаждущих общения с аборигенами  товарищей доехали до места. Место выглядит симпатичным. Накормлены ужином и размещены жить в двух домах, четверо в одном и пятеро в другом. Тут же живет еще одна команда, о которой я знал еще в Москве. Позже выяснилось, что на поляне в палатках расположилась еще одна, Московско-Казанская. Аншлаг. Правда, толкучки на реке, которой я опасался, никакой не было: соседи начали на 2 дня раньше нас, так что мы катали те участки, которые они уже проехали
или наоборот, еще не собрались.

Речку шли в режиме покатушек. С утра забрасывались в точку старта, проходили намеченное, вызванивали водителя и перевозили катамараны в точку завтрашнего старта, а себя — обратно в пансион. Ездили то на грузовичке (как раз пять катамаранов в кузове), то на грузовичке для катов и микроавтобусе для людей. На транспорт поэтому ушла куча денег (солярка в Турции по 62 рубля, между прочим). Договаривались то через племянника хозяина пансиона Эврима, то через одного из водителей Османа, больше никто по-английски не говорил.

С хозяином пансиона договорились о том, что нас кормят завтраком и ужином, обед планировали на воде в виде перекуса, для чего из Москвы привезли колбасы. На месте выяснилось, что завтрак нам давали этакий европейский — хлеб, брынза, оливки, джем, чай — и что грести на такой заправке невозможно. На второй день попросили жарить нам яичницу, но все равно было мало. Ужины тоже были скудные, и без мясного. День на четвертый мы уехали ужинать в ресторан, а ужин попросили присовокупить к следующему завтраку. Вот тогда только завтрак получился нормальным. Потом попросили хозяина кормить нас посущественнее, мне показалось, он искренне был потрясен тем, что кто-то может с такой еды не наедаться. Но сильно существеннее все равно не стало. В общем, мудрее поступили соседи, которые жили тут же, а готовили сами. Да и экономия: с нас за завтраки-ужины брали $25 дополнительно к цене проживания в $15. Для сравнения — за ужин в ресторане в Чамлихемшине со всяческими мясами-рыбами и выпивкой мы отдавали где-то по $30, включая дорогу
туда-обратно.

Собственно, река. Пользовались описаниями Цветковой и Комарова, читали все (еще есть отчеты Воскресенского и Конюхова). Уровень воды где-то был похож на тот, что был у группы Цветковой, где-то был явно выше. Питание реки снежно-ледниковое, в солнечную погоду во второй половине дня вода становится мутной, совсем немного поднимается, но становится существенно жестче. Реку
шли примерно так.

2 мая — от Пансионата: пп.Форель и Мост.

У Цветковой весь этот кусок обозначен как несложная шивера. Мы, учитывая состав группы, шли его с чалками, просмотром и страховкой — у форелевого хозяйства, безымянного бульника посреди реки (только посмотрели и поехали) и Моста.

3 мая — повторили, чуть выше пансионата (от "моста с лианами") до того же Моста.

Сменили Диму Зиновьева на Олега в экипаже с Андреем Кондрашовым. Олег с Димой так дальше и плавали по очереди.

4 мая — от стрелки Халы и Фиртины: прогонные участки и пп.Испуг и Хаос.

Соседи предупредили, что в прогонных участках два существенных прижима, а лоция Цветковой — что два слива через всю реку. Один из прижимов мы так и не идентифицировали, но шли от чалки к чалке, в этаком режиме первопрохода. Один раз мы с Настей даже вылезли и пошли смотреть вперед, но ничего не высмотрели. Этот кусок можно весь идти с ходу вплоть до Дикой, где порог перед Испугом можно и посмотреть — в основном, на предмет выхода из него и чалки непосредственно перед Испугом.

Сам Испуг хорош как идеальное место для отработки килей и спасработ: под сливом мягкая чашка для приземления, потом быстроток метров в 500 без порогов. Этим — отработкой — мы и занялись, из пяти катов легли три, один — Андрея — при этом распоролся порезом сантиметров в 40-50. Как-то
заштопали, поехали дальше.

Через 800м — п.Хаос. Заставил почесать в затылке, но проехали все. У Тритона при въезде в центральную фигню оборвало упор.

Вечером заклеили кат Андрея. Сегодня было аж три первых боевых киля — Юля, Штирлиц, Андрей.

5 мая — Чамлихемшинский каскад.

Олег и Андрей надули кат, заплатки оторвались и поползли вместе с нитками. Кат перезашивают и переклеивают прямо у футбольного поля, где мы с вечера бросили суда. Остальные пошли каскад, Олег и Андрей перед каждой ступенью прибегали смотреть и страховать, потом убегали обратно.

В первой ступени смыло камень, на котором 2 года назад кинематографично залегла самарско-нижегородская двойка, так что остался несложный трек с несложной чалкой. 4к.с. максимум. Хотя Гриффина со Штирлицем слегка поджало к камню, и они исполнили зажигательное родео в пару секунд.

Вторая ступень — длинная, требует маневра, особенно на выходе. Чалка осложнена близостью третьей ступени, буквально метров 20 на всю чалку. Выставили чальщиков — две морковки, Андрей живцом. Мы с Настей проехали нормально. Паша с Сашей зажгли — слились в ключевое место без скорости,
и их забило в негабаритную щель, где поставило почти на носы, протащило носы за щель и поставило на выход на ровный киль. Зрители цирка аплодировали.

Потом пошли Митя с Юлей и, к нашему удивлению, повторили этот номер, только не носом, а кормой. Соседи через день повторили третьими, но им повезло меньше: их двойка там легла.

Обдумывали третью ступень. Чистого прохода не видно, хотя почти все идется. В середине торчат в разных местах камни. Было бы на полметра выше — было бы вполне проходимо. Решил, что мы это не идем, хотя рабочий вариант просматривается. В некотором расстройстве вытаскиваем каты по крутой сыпухе на дорогу, и домой.

6 мая — выход из каньона "Зил-Кале": от п.Мост (который после "Шарика") до пансионата.

Опасались пешей заброски, но она оказалась легкой: километровый спуск по широченной заброшенной дороге к п.Мост. Заноситься по горам на «Шарик» не стали. Прошли Мост, встали у Островного. Пешком перебродить правую протоку, как делала группа Цветковой, не смогли: воды много. Тянули переправу, трамвайчиком перевезли всех (кроме паромщика Штирлица) на остров. Сам порог не сложный, дольше возились с переправой. Два экипажа прошли по основной струе, два забили и слились в крикинговую канализацию.

Перекусили, времени уже много, часа четыре, кажется. Вода течет мутная, тают снежники на солнце. Я где-то сломал свое карбоновое весло, меняю его на запаску.

Дальше виден порог «Два Зуба», сверху кажется, что все спокойно идется. Мы с Настей пошли вдоль левой стенки, влетели в выходную бочку, оказавшуюся неожиданно жесткой, выползли на кормовой свечке. Зачалились, предупредили всех. Народ попытался идти, наоборот, правее, но там всех наваливало на бульник справа. Прошли все с разнообразными кульбитами в бочке. Олега с Андреем оттуда не выпускало с минуту.

Дальше — длинная шивера 5к.с. Стартую с Настей, шивера оказывается неожиданно мощной, вода жесткая и очень быстрая. Идем без существенных ошибок, но вертеться надо очень быстро и зажечь очень даже есть где. Чалимся, как только можем, предупреждаем остальных. Ставим морковку, после
приезда второго экипажа ставим вторую. Это — самый сильный порог на реке, Каскад явно слабее. С другой стороны, вот в эту мутную воду непонятно, насколько сильно втыкал бы Каскад…

п.Мост без сложностей, дальше сходу повторяем маршрут 3 мая, чалимся у пансионата. Все в приподнятом настроении, это был самый впечатляющий день на речке.

7 мая, последний день на реке. Большая часть группы пошла разлагаться и гулять в крепость, два экипажа повторили Испуг. Олег не ходил Испуг в прошлый раз, а я зачем-то уговорился повторить :-) При погрузке обнаружил у своего ката продранное дно. Едем с одним, все равно в планах — всего
один порог, занесемся.

Олег с Андреем залегли, мы с Настей их удачно отстраховали морковками вдвоем. В свою очередь опять прошли без киля — мы оба раза прижимались к правой стенке, может быть, дело в этом. Вылезая обнаружили, что мы опять продрали кат Андрея :-( У Олега — тоже первый боевой киль.

На этом речная часть кончилась. В 2 часа ночи тронулись в Трабзон. Дальше опять стали разлетаться самолетами. Олег сразу улетел в Москву, вместе со врученным ему катамараном. Кат турки попытались потерять, но на следущий день таки привезли. Остальная команда еще 2–3 дня гуляла в Стамбуле.

Бюджет предприятия вышел в $514 на морду без учета Стамбула и билетов на самолет. Билеты стоили около 17000руб, в Стамбуле мы жили по 70 евро за четырехместный номер с завтраком.



Всякое фотовидео на эту тему, а также прочие отчеты, если появятся, я собираю у себя на походной странице под номером 35.

Я забыла тебе сказать, что Андрей зевнул и говорил тебе в какой-то момент про тот же прижим, что и я, но вы уже это прошли и оно как-то несущественным стало.

Кстати! Ближе к отъезду, вечером, когда вода поднималась, на реке слышалось такое характерное "грррум, гррум" по дну, как-то так неуютно становилось, вместе с цветом.

Re: про прижим 4 мая

[info]herr_stierlitz

2010-05-16 22:00 (местное) Удалить Spam Скрыть Заморозить Track This

ага, звук именно такой, мы тоже слышали
про прижим нам говорили, помню, только мы его не там ждали :)

Re: про прижим 4 мая

[info]sova_spljushka

2010-05-17 12:00 (местное) Удалить Spam Скрыть Заморозить Track This

Вот мы топографические кретины, не умеющие объяснять!

Re: про прижим 4 мая

[info]tobotras

2010-05-17 12:03 (местное) Edit Удалить Скрыть Заморозить Track This

Да я тебя умоляю :)

Мы и так халявили, идя по вашим следам.

Re: про прижим 4 мая

[info]sova_spljushka

2010-05-17 12:53 (местное) Удалить Spam Скрыть Заморозить Track This

:)

Не считаешь же ты всерьез, что я заморачиваюсь самоедством?

*это скорее хозяйке на заметку - точнее надо привязываться к одиноко пасущейся корове ;)*

Re: про прижим 4 мая

[info]tobotras

2010-05-17 13:12 (местное) Edit Удалить Скрыть Заморозить Track This

Ну, я опасался слегка, извини.

Борь, у тебя получилось аж три порога «Мост».
На самом деле (по Цветковой):
1. п. Мост (4 к.с.) на раскаточном куске после Форели
2. п. Под Мостом(5 к.с. (почему-то)) — начало конца верхнего каньона. Прикольный такой мостег, интересно, кто-нть решился по нему пройти?.. :)
3. п. Старый Мост (4 к.с.????:). Там, где упамшая опора. Выход из верхнего каньона.
Кажись, так.

Я не виноват, что там сплошные Мосты :) Есть еле Мост С Лианами :)

2. п. Под Мостом(5 к.с. (почему-то)) — начало конца верхнего каньона. Прикольный такой мостег, интересно, кто-нть решился по нему пройти?.. :)

Мы по самому мостику много походили, когда там были в 2008г.
а под мостом - там бочки кусачие были...

А Вы с Цветковой были? Странно, в нашу воду бочки были мягкие, а в Островном воды было больше, чем у вас — во всяком случае вброд правую протоку перейти не удалось.

И с Цветковой был, и до нее еще в 2004г.
У вас воды больше было получается, чем у нас.

Зато нам смыло камень, на котором у ваших соседей в 2008м двушка легла в 1й ступени каскада.

Да уж, красота :) А мы проехали по пустому треку, пожали плечами и пошли смотреть вторую ступеньку :)

"Под мостом" - не поверишь, мы по нему ходили и даже с катамараном!

Мы чего-то побоялись, но нам и не надо было…

ну, не скажи, с правого берега стартовать было б куда приятней.
хотя и так все успели на струю попасть..


Групповое действие над комментариями:
Картинка пользователя

Вы читаете свой журнал