Характерной чертой Хорватии является ее урбанистическая культура. В отличии от других регионов юго-восточной Европы здесь имеется большое количество городов, многие из которых основаны еще в античный или средневековой период. Каждый город имеет свои неповторимые особенности и черты, характеризующие определенную историческую эпоху.
Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся Амфитеатр, арка Сергиеваца и храм Августа) и в Сплите (монументальный Диоклецианов дворец, IV век). К раннему византийскому периоду (VI век) относится мозаика Евфразиевой церкви в Порече, по исторической ценности равная мозаике в Равенне.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. Romanum - римский) - художественный стиль, сложился в Западной и Центральной Европе в период Раннего Средневековья (800-1100гг). Стиль этот можно назвать переходным периодом в моде, так как в нем смешались античная византийская и местная (варварская) культуры. Главные распространители - монастырские ордена. Главным видом искусства в этот период была архитектура. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Чаще всего строения располагались как на холмах.
Романский храм - базилика, как правило, трехнефная - строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения с ясными, четко выявленными объемами и внушительными башнями по сторонам западного фасада и хора. Внутри базилика освещалась из окон центрального нефа, который был шире и выше боковых. В плане романский храм напоминал латинский крест. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка.
Ранний романский стиль отличает Задар (ротонда Св.Доната - одна из самых больших церквей в Европе IX века, которую можно сравнить с собором Карла Великого в Ахене). Романский стиль характерен для Крка, Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 год),
Для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) - обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духовная выразительность.
Мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Самая распространенная мебель - сундук. Стулья без обивки, покрыты толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVIвв). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Развитие искусства готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Он обычно находился в центре города, господствуя над его застройкой, и становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора (каркас из столбов (в зрелой готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок) позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Основным видом изобразительного искусства стала скульптура, Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В Италии XIII-XIVвв элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров. Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве - ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия). Италии развитие готики было ограничено ранним сложением культуры Возрождения.
В позднеготическую эпоху рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс стал проявился в XIVв. В XV-XVIвв он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVIв готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.
В Хорватии готический стиль характерен для Пазина, Загреба ("самый восточный" кафедральный собор XIII века) и Стона. Хочется отметить прекрасно сохранившиеся деревянные ворота мастера Бувине (начало XIII века) в Сплите с 38 барельефами, рассказывающими о жизни Христа.
РЕНЕССАНС. Термин "ренессанс" был заимствован из французского эквивалента итальянского слова "rinascita",что буквально означает "возрождение". Под ренессансом подразумеваются радикальные изменения, произошедшие в европейской культуре в течение XV-XVI столетий и провозгласившие новые ценности. Само осознание возрождения культуры уже было харакреристикой ренессанса.Итальянские ученые и критики того периода провозглашали, что их время лежит вне досягаемости варварского прошлого, a вдохновляется высочайшей культурой, порожденной цивилизациями Древней Греции и Рима. светские темы стали более предпочтительными у художников и, вместе с возросшим интересом к античности, в тематике их работ стали преобладать элементы Греческой и Римской истории и мифологии.
Центральное развитие в искусстве Ренессанса получило представление о художнике как о созидателе, полагавшегося на свою эрудицию и воображение. Искусство тоже стало не просто способом выражения религиозных и социальных идей и воззрений, но способом эстетического, очень личного самовыражения автора.
Делались усилия найти истинные законы, определяющие пропорции в архиректуре и в изображении человеческого тела, велась работа по нахождению общих принципов передачи реального пространства в плоскости картины. Мастера этого периода были не только ревностными наблюдателями за окружающим их миром, более того, они стремились выделить общие законы, присущие тем или иным явлениям, зная лишь отдельные их проявления. Также они делали попытки преодолеть тенденцию простого копирования природы, приближали свою работу к идеалу, внося нечто неуловимое, что наделяло ее красотой и выразительностью, даже большими, чем можно было встретить в действительности.
Первым архитектором ренессанса был Филиппо Брунеллески (1377-1446гг). В его творчестве нагляднее всего отразились основные достижения этой эпохи, когда складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Брунеллески первым создал дворец (палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры. Основным достижением ренессансного дворца является окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека. Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, т.е. как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад - как его лицо. Основное достижение архитектуры ренессанса в очеловечении пропорций зданий.
В Хорватии ренессанс определил облик Осора, Пага, Шибеника, Хвара, Корчулы и Дубровника.
Дубровник по количеству сохранившихся до наших дней памятников эпохи ренессанса (крепостные стены и башни, общественные сооружения, церкви, дома и дворцы) может быть сравним в Европе только с Венецией или Амстердамом.
На севере страны ренессанс имеет свои интересные отличительные черты. Северные города выполняли функции крепости и возводились исключительно для защиты от нападений турок (овальный Великий Табор с мощными башнями XVI век и Карловац, "идеальный" город, построенный в эпоху Возрождения в форме шестиконечной звезды 1579 г).
БАРОККО. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Итальянское слово "barocco", которым назван стиль, означает раковину вычурной формы.
Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко в свое время находили широкое применение в архитектуре, и в первую очередь в культовом строительстве, в интерьере церквей и монастырей.
Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности, беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных форм усложняют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, многократно изломленные карнизы (этот мотив по происхождению позднеренессансный, но особой популярностью он пользовался в эпоху барокко). Типично барочной формой является витая колонна. Барокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же - оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем, без особой последовательности.
Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь.
Именно барокко определил внешний облик таких хорватских городов как Вараждин, Беловар, Вуковар, а в XIX веке -- Риеки, Осиека и Загреба.